Версия для слабовидящих

Родитель и педагог

Сетевое сообщество педагогов и родителей (законных представителей) для развития педагогической компетентности по вопросам дошкольного образования

Психология

Советы психолога во время самоизоляции

Рекомендации психолога

для родителей с детьми в период самоизоляции

или

совместный опыт преодоления трудностей.

Часть 1

В ситуации пандемии, даже люди старшего возраста, испытывают особенно большое удивление или растерянность. Прежде всего в этой ситуации, непростой и стрессовой для многих, изменившей планы и привычный образ жизни, необходимо настроиться так, чтобы пройти через неё с наименьшими психологическими и отношенческими потерями.

Самоизоляция – сложный период. В это время все члены семьи находятся в замкнутом пространстве – напряженность может возрастать.

Чем занять ребенка в пределах квартиры?

Если говорить о том, чем можно занять ребёнка дома, то это любые занятия, которые могут его хотя бы на какое-то время «припарковать».  Это нехитрые, совершенно бытовые вещи, которые могут будет параллельны с какой-то вашей деятельностью.

Готовя еду, вы можете дать ему макароны, пусть он их покрошит или посчитает, потом построит из него дом. Или дать ему капусту, пусть он её разбирает, раздирает, грызёт, а потом вы её тоже используете. Дать ему набор кухонной утвари, набор всяких половников, лопаточек — это тоже может его на полчаса развлечь. Дайте ему канистру для воды или миску с водой, и какие-то предметы, которые можно туда засовывать, а потом обратно вытряхивать. Губка и миска с водой двух-трёхлетку на какое-то время завораживает.Игра с крупой или макаронами для малышей: насыпаете в коробку или миску крупу, закапываете в ней мелкие игрушечки. Малыш должен отыскивать их, доставать и называть название. Дети в этот непростой период могут многому научиться и узнать, как мыть посуду, убирать дом или вышивать и пришивать пуговицы. Это очень полезные знания, которых нет у современных детей.

Продолжение следует…

Будьте здоровы, Ваш педагог-психолог Хаханова Инна Геннадьевна.

Часть 2.

Детям дошкольного возраста, в обыденной, привычной жизни или на карантине и  самоизоляции, нужна игра, ролевая игра, поэтому, родителям необходимо поддерживать ребёнка в этом и всячески вдохновлять.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты)

Игровые действия: 

Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В отделе трав продают лекарственные травы, сборы.

Строительно-конструктивная игра с палочками

Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.

Строительно-конструктивная игра «Счастливый остров»

Цель: развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур.

Материал: разноцветные геометрические фигуры и их части.

Ход: взрослый определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.

Малышам до трех лет подходят сенсорные игры:

Игра «Собери капельки в стакан»

Оборудование: кружочки разного цвета (или предметы их заменяющие – пуговицы, орешки, шарики (крупные, чтобы было безопасно)), пластмассовый или пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам.

Ход игры: раскладываем перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просим собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дети делают умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые».

Игра «Кто что услышит?»

 Ставим перед детьми ширму и звеним в колокольчик, стучим в барабан, бубен, играем на дудочке и т.д. Предлагаем детям отгадать, каким предметом произведен звук.

Игра с песком (песок можно заказать в интернете) «Чей след?»

Цель: знакомство с формой предмета величиной.

Отпечатать фигуры разной величины на влажном песке, оставляя геометрические следы. Предложить ребенку угадать, какой фигуре принадлежит тот или иной отпечаток. Если возникнут сложности с определением, то можно приложить одну из фигур к следу и спросить ребенка: «Подходит?».

Можно подкидывать идеи из вашего детства, например, как можно сделать шалаш под столом или смастерить куколок из платочков.  Можно менять игрушки: выбрать часть игрушек и убрать их, а на следующий день дать другую часть. Вы можете «обновлять парк игрушек», оставляя постоянно только самые любимые.

Если ваш дошкольник занимается свободной сюжетно-ролевой игрой, вы можете заниматься своими делами. Если ребёнку скучно, он просит, чтобы вы с ним поиграли, не отказывайте ему в этом,  поиграйте с ним столько, сколько можете. Обязательно устраивайте минутки активного движения: потанцуйте, поваляйтесь вместе, пообнимайтесь. В течение дня должны быть и весёлые, активные минутки и, наоборот, расслабленные. Это поддержит настроение и тонус всей семье.

Продолжение следует…

Будьте здоровы, Ваш педагог-психолог Хаханова Инна Геннадьевна

Часть 3.

Шоковое состояние характерно для первых дней самоизоляции, но должна произойти адаптация к домашнему режиму, и распорядок дня этому поможет! Обсудите и согласуйте с ребенком вечером порядок действий на следующий день!

В конце дня можно применять ритуалы эмоциональной поддержки друг друга. Например, можно вечером за чаем включить лампу, зажечь свечи, выйти на балкон, обменяться позитивными посланиями. Например, каждый продолжает фразу  «Я сегодня молодец, потому что…»  или  «Когда это всё закончится, в первую очередь я хочу…». и не забывайте хвалить детей за каждое достижение и говорить друг другу спасибо.

Если у вас есть бабушки, дедушки, с которыми вы сейчас не можете видеться, это могут быть ежевечерние созвоны по skype. Они даже могут почитать детям книжку.

Если у вас есть семья или близкие друзья, которые живут отдельно и которых вам не хватает, можно играть с ними в настольные игры онлайн».

Или развлечения, о которых мы читаем в книжках прежних времен. Произведите на детей впечатление, вспомните свое детство! Плюс этих игр в том, что они очень хорошо перезагружают взрослых. Взрослым тоже весело, интересно, взрослые тоже отдыхают от постоянных мыслей, тревог и работы. Это может стать вашей приятной семейной традицией даже после карантина. Можно переодеваться в разную одежду, изображать кого-то, разыгрывать какие-то сценки — у современных детей на это просто нет времени, они всё время где-то учатся и занимаются. Кукольный театр на столе, театр теней. Часто детям просто надо подбросить идею, а дальше они будут сами творить. И не забывайте восхищаться и участвовать как зритель в представлении!

Продолжение следует…

Будьте здоровы, Ваш педагог-психолог Хаханова Инна Геннадьевна.

Часть 4.

Когда нервы на пределе, стресс, и тревога, и день сурка, и невозможно сменить обстановку, отвлечься и пойти пообщаться с друзьями если накатывает раздражение, если сложно справляться с эмоциями,  вам помогут способы саморегуляции.

Основные средства саморегуляции:

Если агрессивный наплыв, вы чувствуете раздражение, агрессию, желание закричать — измените своё положение в пространстве. Если вы стояли — сядьте, если вы сидели — сядьте на пол. Если вы нависали над человеком — отойдите на шаг назад. Если вы размахивали руками — опустите руки. Если у вас была напряжена челюсть — расслабьте её. Обратите внимание на напряжение в кистях рук. Обычно агрессия вызывает напряжение в челюсти и в кистях рук: рвать, кусать и так далее. Если вы расслабили челюсть и кисти рук, обычно уже гнев спадает. Если вы просто сядете, а ещё лучше сядете на пол, на низкий стульчик, окажется, что в таком положении орать невозможно. Можно лечь на диван — и орать уже не получится.

Если у вас  тревога, паника, важно иметь опору. Сядьте удобно, почувствуйте вес своего тела. Переобуйтесь из тапочек, особенно если они у вас мягкие, падающие с ног, в кеды, кроссовки, удобную устойчивую обувь. Это само по себе снижает тревогу. Сделайте упражнения на устойчивость, при которых ноги устойчиво стоят на полу, вы чувствуете эту опору, чувствуете свой вес. Подышите спокойно, медленно, необязательно глубоко, главное — размеренно. Можно дышать на счёт: на четыре — вдох, на четыре — пауза, на четыре — выдох, на четыре — пауза. Так вы задаёте ритм, ваше дыхание выравнивается, успокаивается.

Можно измерить пульс у самого себя. Пока считаете, вы успокоитесь. Если у вас отчаяние, депрессия – необходимо сесть ровно, расправить плечи, сделать движения руками, расправляя плечи, вы почувствуете, как депрессия и отчаяние отступают. Можно послушать любимую музыку, можно выйти к окну или на балкон и посмотреть на небо, на птичек, на деревья.

Можно задействовать тело через температуру. Умыться горячей/холодной водой, вымыть руки, принять душ. Намазать руки кремом, помассировать пальцы, ладони — это тоже оказывает стабилизирующее, успокаивающее действие.

Выпить чай или, наоборот, холодной воды, сока со льдом, съесть что-то, что вам нравится, понюхать запах, который доставляет удовольствие (кофе, корицу, духи). Подойдут любые моменты, которые задействуют тело приятным образом: перебирать фасоль, потрогать какую-то ткань, погладить кошку и т.д.

Продолжение следует…

Будьте здоровы, Ваш педагог-психолог Хаханова Инна Геннадьевна

Часть 5.

Постоянный, неконтролируемый поток новой информации о распространении вируса может вызывать тревогу и страх. Помните, что дети восприимчивы к эмоциям взрослых, а значит нужно контролировать свое эмоциональное состояние. Сведите к минимуму просмотр, чтение или прослушивание новостей, которые вызывают у вас беспокойство. Получайте информацию только из надежных источников, это поможет вам отличить факты от слухов. Факты помогут минимизировать страхи.

Если ваши дети начали бояться COVID-19, помогите им найти позитивные способы выражения чувств, таких как страх или грусть. У каждого ребенка есть свой способ выражения эмоций. Иногда участие в творческой деятельности, такой как игра или рисование, может облегчить этот процесс. Дети чувствуют облегчение, если они могут выразить и передать свои чувства в безопасной и благоприятной среде. Во время стрессов и кризисов дети обычно стремятся к большей привязанности и более требовательны к родителям. Обсудите COVID-19 с вашими детьми, используя доступный возрасту способ. Скажите, что вирус опасен, но если соблюдать правила гигиены, то его можно избежать. Покажите детям, как выполнять эти правила. Помните, что дети будут наблюдать за поведением и эмоциями взрослых, чтобы понять, как управлять своими эмоциями в трудную минуту.

Игры на снятие психоэмоционального напряжения, они связаны с дыхательными техниками и с расслаблением-напряжением мышц тела.

 «Холодно — жарко»

Цепь: снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения:

 Ведущий говорит: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам — греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер.» (Дети повторяют действия.)

«Улыбка»

Цель: снять напряжение мышц лица.

Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

Для малышей:

«Пузырьки»

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырьки» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

 «Говорилка»

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Продолжение следует…

Будьте здоровы, Ваш педагог-психолог Хаханова Инна Геннадьевна.

Часть 6.

Общие рекомендации в период самоизоляции:

  • В период самоизоляции старайтесь сохранить привычный режим жизни, чтобы не было трудно вернуться к прежнему ритму; вставайте в привычное время, выполняйте гигиенические процедуры, переодеваетесь (не ходите в пижаме) и следуйте расписанию обычного дня настолько, насколько это возможно, включая приемы пищи в привычное время.
  • Будьте ненавязчивы, спокойны и терпеливы. Сохраняйте позицию взрослого, общаясь с ребенком, ваш дискомфорт в период самоизоляции – это не повод сорваться на ребенка из-за того, что вы сложно переживаете отсутствие привычных социальных контактов и культурно-массовых и общественных развлечений.
  • Добавьте игры в обычные дела, подключайте ребенка к повседневным делам. В обед, например, можно «пойти в кафе» — пусть дети нарисуют меню, и кто-то сыграет роль повара. Детей можно привлекать к уборке, к лепке пельменей, к пересаживанию цветов, к рисованию, делать это весело, легко, окрашивая обычную пересадку цветов красивой и доброй личной историей из жизни или сказкой во время деятельности.
  • Поддерживайте умственную и физическую активность. Выполняйте зарядку, гимнастику, делайте самомассаж, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения. Можно придумать соревнования (кто больше присядет, сделает отжиманий), в которых ребенок чувствовал бы себя победителем. Решайте интеллектуальные задачки, головоломки. Их можно найти в интернете, или купить сборник задач. Занимайтесь образовательной деятельностью, смотрите обучающие фильмы, читайте книги вместе с детьми. Обсуждайте с ними новую информацию.
  • Избегайте принятия суровых воспитательных мер — воздержитесь от наказаний и штрафов. Хвалите вашего ребенка и мотивируйте его через похвалу делать желаемое.
  • Договоритесь об определенных часах, в течение которых каждый член семьи занят своим делом. Взрослым важно определить место, где ребенок мог бы безопасно играть самостоятельно.
  • Прививайте ребенку гигиену использования цифровых устройств. Ограничьте «время экрана» для телевизора, мобильного телефона или компьютера, сделайте это вместе с ребенком. Помните, что самое ценное время, проведенное с гаджетом, – это время, проведенное вместе со взрослым. Именно так ребенок может получить доступ к сложным культурным контекстам, получить ответы на возникающие вопросы, опыт совместного эмоционального переживания.

 Происходящее сейчас — это стрессовый, необычный опыт, никто из нас такого не ожидал. В то же время, у нас появилась возможность видеть своего ребёнка за этот месяц столько, сколько мы не видим его за целый год! В игре, в учёбе, в быту — в разных обстоятельствах. Это возможность лучше узнать другу друга, стать ближе. Нам не надо бежать куда-то сломя голову, значит, можно найти время для важных разговоров, которые вести было просто некогда. Можно рассказатьребенку что-то о своём детстве, своей работе, своих переживаниях, и, карантин может пойти на пользу вашим отношениям. Совместный опыт преодоления трудностей сближает. Семья — это команда в шлюпке, которая переживает шторм и которая должна через эту стрессовую ситуацию с честью пройти. Надо относиться друг к другу, в том числе и к детям, как к партнёрам по команде, с кем вместе мы должны преодолеть этот непростой период жизни. Карантин — это некая пауза в ежедневном беге, которая может быть полезной. Полезной для того, чтобы побыть с родными, услышать их, лучше узнать, сказать им, что лучше не терять время на суету и ссоры, а говорить друг другу о том, что мы друг другу нужны, что мы друг друга любим.

Будьте здоровы, Ваш педагог-психолог Хаханова Инна Геннадьевна.


 

9 Комментария в “Психология”

  1. Можно ещё какие — то рекомендации по работе с детьми» левша»

  2. дельные советы в разделе рекомендаций в период самоизоляции, спасибо

  3. очень актуальная тематика выбрана для нашего времени и ситуации, обязательно поделюсь информацией с родителями и коллегами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *